Законы | nemoskvichi.ru

Законы

Законы
Конституция РФ гарантирует каждому, кто законно находится на территории РФ право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства. Это значит, в частности, что родившись, скажем, в Чите, вы можете приехать и законно проживать в столице – временно или постоянно. Однако каждый приезжий уже практически в первые дни своего пребывания в Москве сталкивается с понятием «регистрация» по месту пребывания. Итак, что же такое регистрация и чем она нам грозит?

О регистрации и правах человека

Законы

(По материалам специального доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова за 2000 г.)

Конституционный суд Российской Федерации указал, что конституционный смысл права на свободный выбор места жительства состоит в том, что гражданин вправе свободно избирать жилое помещение, в котором он постоянно или преимущественно проживает, являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 года N 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 27, ст. 3304).

Статья 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", принятого 25 июня 1993 года, устанавливает, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также для исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учёт граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Конституционный смысл регистрации состоит в том, что она является способом учёта граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим только сам факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
При этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Вместе с тем нормативные правовые акты ряда субъектов Российской Федерации, ставящие осуществление права на труд, на образование, медицинское обслуживание и т. п. в зависимость от наличия регистрации по месту пребывания или по месту жительства, ущемляют конституционные права и свободы граждан. Примеры нарушений такого рода были приведены в докладе правозащитного центра "Мемориал" и Комитета "Гражданское содействие" (М., 1999).

В статье 8 Закона закреплены основания, при которых возможно ограничение права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Указанное право может быть ограничено:

  • в пограничной полосе;
  • в закрытых военных городках;
  • в закрытых административно-территориальных образованиях;
  • в зонах экологического бедствия;
  • на отдельных территориях и в населённых пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
  • на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Этот перечень является исчерпывающим, отступление от запрета расширять его в федеральных подзаконных нормативных правовых актах, а также в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан.
Такая правовая позиция неоднократно подтверждалась Конституционным судом Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации установил, что регистрация гражданина по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения или условием реализации конституционных прав граждан, в том числе права на жилище.

Соблюдение установленного порядка вселения в жилое помещение не предполагает обязательную регистрацию гражданина по месту жительства (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П по делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой // Российская газета, 5 мая 1995 года). Конституционный суд пришёл к выводу о том, что представление гражданином документов на регистрацию по месту пребывания или по месту жительства порождает у органа регистрационного учёта обязанность зарегистрировать гражданина в избранном им жилом помещении.

Установление государством сроков регистрации граждан по месту пребывания является вмешательством в гражданские, жилищные и иные правоотношения и ограничивает конституционное право на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и места жительства.

Возложение на органы регистрационного учёта обязанности проверять законность вселения гражданина в жилое помещение также означает неправомерное вторжение исполнительных органов в гражданские, жилищные и семейные правоотношения, чрезмерно ограничивает конституционное право на свободный выбор места пребывания и жительства, а потому является недопустимым (постановление от 2 февраля 1998 года N 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 // Российская газета, 10 февраля 1998 года).

Согласно действующему законодательству, решения Конституционного суда Российской Федерации являются окончательными, не могут быть обжалованы, действуют непосредственно и подлежат исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии с общепринятыми международными нормами право на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства относится к числу личных (гражданских) прав.
Эта группа основных прав гарантируется гражданину вне зависимости от социальных, экономических и иных условий. В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах "государство обязуется... принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами" (статья 2).
Таким образом, невозможность государства в полной мере обеспечить реализацию социальных прав не может служить основанием для ограничения личных (гражданских) прав.

Наиболее распространёнными способами ограничения конституционного права на свободный выбор места пребывания и жительства в законодательстве субъекта Российской Федерации являются:

    а) прямой запрет регистрации по месту пребывания или по месту жительства граждан, прибывающих на территорию субъекта Российской Федерации с территории иностранных государств или других субъектов Российской Федерации и не имеющих тесных связей с данным регионом (например, постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 5 мая 1994 года N 17-П-П (в редакции постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 1997 года N 177-П-П), то есть отсутствие близких родственников, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, либо предварительного длительного проживания (от 5 до 10 лет) на территории субъекта Российской Федерации;

    б) установление преимуществ при регистрации по месту пребывания или жительства для отдельных социальных групп и жестких ограничений - для всех иных граждан;

    в) установление предельного срока регистрации по месту пребывания и по месту жительства;

    г) установление дополнительных, по сравнению с закреплёнными в федеральном законодательстве, препятствий для регистрации гражданина по месту пребывания или жительства;

    д) введение дополнительных, по сравнению с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, мер ответственности за нарушение правил регистрации (таких, как административный арест или выдворение за пределы субъекта Российской Федерации).

В связи с совершёнными в августе-сентябре 1999 года в Москве террористическими актами, повлёкшими многочисленные жертвы среди населения, мэр Москвы 13 сентября 1999 года принял Распоряжение N 1007-рм "О неотложных мерах по обеспечению порядка регистрации граждан, временно пребывающих в г. Москве", которым обязал ГУВД г. Москвы совместно с префектурами административных округов и районными Управами в трёхдневный срок провести перерегистрацию граждан, временно находящихся в Москве с 1 января 1999 года, с выдачей им новых свидетельств о регистрации по месту пребывания (пункт 1.1, абзац 1).

Эта норма по существу означала аннулирование регистрации всех иногородних по месту пребывания в г. Москве, снятие их с регистрационного учёта по месту пребывания вне зависимости от их волеизъявления. Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации, не устанавливают в качестве одного из оснований для прекращения регистрации граждан по месту пребывания распоряжение главы субъекта Российской Федерации (пункт 30 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации).
Тем самым пункт 1.1 (абзац 1) Распоряжения мэра Москвы от 13 сентября 1999 года N 1007-рм нарушил конституционное право гражданина на выбор места пребывания (статья 27, часть 1 Конституции Российской Федерации), а также закреплённый в Конституции Российской Федерации (статья 55, часть 3) порядок ограничения конституционных прав и свобод граждан.

Установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации срока, по истечении которого гражданин обязан покинуть место пребывания, является вмешательством органов регистрационного учёта в гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон, и ограничивает конституционное право граждан на свободу выбора места пребывания и жительства.
Срок нахождения в том или ином месте должен определять сам гражданин, установление его государством означает ограничение свободы волеизъявления при выборе места пребывания.

Регистрация для россиян

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.

Под местом пребывания и жительства подразумевается место пребывания и место жительства.
Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом манёвренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для процедуры регистрации по месту пребывания необходимо обратиться в ФМС. Туда вам следует представить следующие документы:

  1. документ, удостоверяющий личность (обычно просят паспорт, но не обязательно должен быть именно он);
  2. заявление о регистрации по месту пребывания;
  3. документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (например, заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение, договор найма (поднайма) и т.д.

Требования каких-либо других документов чиновниками – незаконны. Также не обязаны присутствовать при подаче документов на регистрацию все совершеннолетние граждане, прописанные в жильё.

Если от вас или собственников жилья требуют дополнительные документы или справки, то вы можете смело обращаться в суд или писать заявление в прокуратуру.

Регистрация для иностранцев

Выше речь шла исключительно о гражданах России. Как же обстоит дело с иностранцами?

С января 2007 г. отменена регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и введён миграционный учёт иностранных граждан по месту пребывания в Российской Федерации.

Встать на миграционный учёт иностранцу необходимо в течение 3 рабочих дней после приезда, и, как ни странно, сделать это куда легче, чем оформить легальную регистрацию россиянину.
При этом все процедуры по постановке на миграционный учёт осуществляет принимающая сторона (частное лицо или организация), самому иностранному гражданину не требуется обращаться в какие-либо организации и тратить своё время.

Встать на миграционный учёт самостоятельно, без участия принимающий стороны, могут только иностранцы, имеющие в России вид на жительство.

Для постановки на миграционный учёт нужно заполнить бланк миграционного уведомления и отправить его в ФМС. Встать на миграционный учёт можно как в самих отделениях ФМС, так и отправить бланк в ФМС почтой.

Стоимость услуги по приёму уведомления в отделении почтовой связи составляет 118 руб. + стоимость пересылки.

После отправки почтового отправления, сотрудник почты вместе с квитанцией об отправке и одним экземпляром описи вложения выдаёт отрывной талон уведомления с оттиском календарного штемпеля и своей подписью.
Этот талон и является для иностранца подтверждением постановки его на миграционный учёт.

Регистрация через фирму

В Москве вы увидите множество объявлений, предлагающих помощь в оформлении регистрации. На некоторых стоит приписка "100% официально. С занесением в компьютер".
Такие фирмы, в 95% случаев предлагают подделку. Вас "зарегистрируют" в несуществующем доме.

Эта бумажка о регистрация не является официальной, хотя в ряде случаев может помочь - например, при аренде жилья некоторые владельцы интересуются регистрацией своих будущих жильцов, а такая и вполне устроит - проверять её они не будут. Иногда такая бумажка пригождается при приёме на работу (хотя требование работодателем подтверждения наличия регистрации незаконно).

Решаясь на покупку регистрации где-либо, настоящей или липовой, не забывайте, что она не избавит вас от требования зарегистрироваться по фактическому месту пребывания. Таким образом, даже москвичи обязаны регистрироваться по месту пребывания, если они проживают не по адресу своей прописки.

Главное, для чего её стремятся приобрести приезжие - избавление от проблем с милицией. Поможет ли она в этом - смотрите ниже.

Взаимодействие с милицией

Типовой сценарий встречи приезжего с милицией

Сотрудников милиции в столице довольно много. Места их основной дислокации - станции метро, вокзалы и центр города. Милиционеры прогуливаются по улицам небольшими группами, внимательно оглядывая проходящих мимо людей в поисках подозрительных лиц. Подозрительными считаются лица:
  • похожие на кавказцев;
  • похожие на приезжих;
  • несущие багаж больших габаритов.

Выявленное стражами порядка подозрительное лицо ждёт проверка документов. Стражей порядка обычно интересует паспорт гражданина РФ и штамп о месте прописки.
Обычно следует следующий сценарий. Если прописка окажется не московской, то гражданину будет предложено предъявить регистрацию. При отсутствии таковой милиционеры расскажут о всей тяжести проступка гражданина, необходимости посещения им отделения милиции для уплаты штрафа и составления протокола.
Стражи порядка в красках опишут, что всё это займёт от гражданина множество времени, сил и денежных средств. А потом намекнут о возможности решения проблемы на месте. Собственно, далее начнётся развод на деньги. Сумма зависит от аппетитов стражей порядка и искушённости гражданина.

Если гражданин регистрацию предъявил, то его могут как молча отпустить, так и начать спрашивать подробности получения этой бумажки. При малейшей запинке последует обвинение в предъявлении подделки и далее по типовому сценарию.

Тут следует отметить, что сотрудников милиции обычно удовлетворяет предъявление билета на поезд, на котором вы прибыли (или якобы прибыли, главное, чтобы билет был на ваше имя и со свежей, не более чем 3 месяца, датой) в Москву. После демонстрации билета "подозрительное лицо" отпускается с миром.

Полномочия милиции

Согласно закону, проверять документы могут сотрудники патрульно постовой службы (ППС), находящиеся при исполнении обязанностей на своём посту. Т.е. именно здесь и сейчас сотрудник должен быть при исполнении. Не каждый проходящий мимо сотрудник милиции несёт службу в месте вашего нахождения.

Граждане обязаны исполнять только законные требования работников милиции, находящихся при исполнении. В связи с этим следует знать, что законным основанием для проверки у граждан документов, удостоверяющие личность, является достаточное основание подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.
Достаточные основания — это когда «лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление; когда на подозреваемом или его одежде, при нём или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления». Кроме того сотрудники могут руководствоваться ориентировками на преступников. При этом милиционеры должны именно так и обосновать свои действия.

Таким образом, просьба предъявить документы вполне может быть законной. Неправомерным будет требование предъявить именно паспорт гражданина РФ (а именно прописка в нём и интересует милиционеров в большинстве случаев таких проверок). Вы имеете право предъявить загранпаспорт, водительское удостоверение студенческий билет или другой документ. Естественно, сотрудник милиции будет недоволен. Но требовать от вас именно паспорт он не имеет право. более того, граждане вообще не обязаны носить с собой документы, удостоверяющие личность. При отсутствии документов милиционер может доставить вас в отделение лишь при наличии достаточных оснований подозревать вас в совершении правонарушений.

Если документы вы предъявили, и оснований подозревать вас нет, то на этом ваша встреча с милицией должна подойти к концу. Однако стражей порядка интересует регистрация, поэтому обычно далее следует вопрос о наличии её и настойчивые просьбы предъявить справку о регистрации. Это требование абсолютно неправомерно!
Начнём с того, что регистрироваться граждане обязаны в конкретных жилых помещениях, а не "вообще в Москве". Поэтому проверять регистрацию может только участковый, к чьей территории относится это жилое помещение, или сотрудник ФМС. При этом у них должны быть достаточные основания полагать, что вы нарушили правила регистрационного учёта. Протокол по этому поводу тоже имеют право составлять только они, но никак не сотрудники ППС. Невыполнение правил регистрации ведёт к штрафу, но - внимание! именно они должны доказывать, что вы нарушили эти правила. А это очень проблематично, разве что вы сами не признаетесь - "да, я нарушил правила регистрационного учёта". Участковому будет сложно доказать, что вы проживаете в данном помещении строго более 90 дней. Ведь если вы уехали куда-либо, даже ненадолго, этот срок прерывается. Поэтому не паникуйте, если протокол был составлен участковым или сотрудником ФМС.

Протокол, составленный сотрудниками ППС, не грозит вам вообще ничем - он незаконен. И вообще, процедура проверки регистрации законно может проходить только в жилых помещениях.

Поэтому при проверке документов не паникуйте. Попросите сотрудника милиции представиться (он обязан это сделать). Ведите себя спокойно и корректно. Помните, что если у вас проверяют регистрацию ВНЕ жилого помещения, закон нарушаете не вы, а сотрудник милиции.

В связи с широким распространением таких нарушений сотрудниками ППС, руководством МВД был издан следующий приказ.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Г. МОСКВЫ
27 марта 2003 г.
№ 1/96

«О мерах по реализации приказа ГУВД г.Москвы от 22 февраля 2003 г. № 98»

22 февраля т.г. ГУВД г. Москвы подписан и направлен на места приказ № 98 «О мерах по усилению контроля за соблюдением сотрудниками милиции профессиональной культуры, вежливым и внимательным обращением с гражданами».

Проведённые в течение марта т.г. проверки показали, что в ряде ОУВД к исполнению требований данного приказа отнеслись формально, с его содержанием не ознакомлен личный состав служб и подразделений, как самих окружных управлений, так и органов внутренних дел на местах.

Как следствие такого отношения к выполнению крайне важного для органов внутренних дел столицы поручения о наведении порядка в вопросах служебной дисциплины, повышении авторитета милиции в глазах населения, со стороны сотрудников, входящих в состав нарядов ППСМ, продолжают допускаться факты грубости, необоснованного доставления и задержания, пренебрежения к гарантированным Конституцией РФ правам граждан. Всё что порождает обоснованные жалобы в ГУВД г. Москвы и другие инстанции, депутатские запросы, критические публикации в средствах массовой информации.

Существенные претензии были высказаны в этой связи и на депутатских слушаниях в Московской городской Думе 26 марта т.г.

В целях исключения в дальнейшем фактов необоснованных действий сотрудников милиции при проверке документов, грубого, высокомерного обращения с гражданами, ущемления их законных прав и интересов и других нарушений законности и служебной дисциплины,

ТРЕБУЮ:

1.Руководителям органов и подразделений внутренних дел всех уровней:

1.1. Исполнение приказа ГУВД от 22 февраля т.г. № 98 взять под личный контроль. Ход его реализации регулярно рассматривать на оперативных совещаниях с выработкой конкретных мер по устранению имеющихся упущений и недостатков по этому направлению деятельности.

1.2. Не оставлять без должного реагирования ни одну жалобу, связанную с грубым, нетактичным обращением сотрудников органов внутренних дел с гражданами. По каждому выявленному факту нарушения требований приказа ГУВД № 98-2003 года, законности и служебной дисциплины, проводить служебную проверку, применять к виновным лицам строгие меры дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения из органов внутренних дел.

2. Начальникам УВО при ГУВД Вохминцеву В.А., УООП ГУВД Новикову Е.А., УГИБДД ГУВД Казанцеву С.А., начальникам ОУВД и УВД на ММ, командиру в/ч 5401 Королёву И.И. на основании статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции» запретить сотрудникам ППС, ОВО, ДПС ГИБДД, оперативных полков и ОМОН, военнослужащим внутренних войск, привлекаемым для охраны общественного порядка, проверку у граждан и должностных лиц документов, удостоверяющих личность, а также доставление их в дежурные части ОВД, если не имеется достаточных оснований подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.

3. Довести содержание приказа, настоящего указания до сведения каждого сотрудника милиции под роспись.

4. Начальникам УОДУУМ и ПДН ГУВД Манохину О.В., ПВУ ГУВД Барабанщикову А.С.. УПДМ ГУВД Батуркину А.П.. начальникам ОУВД силами сотрудников указанных служб принять дополнительные меры по усилению контроля за выполнением гражданами паспортно-визовых правил, правил регистрации, миграционного учёта.

5. Начальнику УИиОС Грибакину В.В., начальникам ОУВД организовать во втором квартале т.г. в центральных, ведомственных и местных СМИ серию публикаций и выступлений о мерах, принимаемых ГУВД г. Москвы по реализации требований приказа ГУВД № 98-2003 года и настоящего указания.

6. Контроль за исполнением требований приказа ГУВД г. Москвы № 98-2003 г. и настоящего указания оставляю за собой.

Начальник генерал-лейтенант милиции В.В. Пронин

Помните, что сотрудники ППС не привыкли к тому, что приезжие знают свои права и могут пытаться запугивать вас, ссылаясь на мифические приказы своего непосредственного руководства. В этом случае вы можете напомнить милиционерам о доминировании Конституции и Федеральных Законов над приказами руководства или предложить им доказать факт вашего мифического нарушения правил.

Отдельно хочется отметить факт, касающийся подобных проверок в позднее время у девушек-приезжих. Иногда зарвавшиеся сотрудники милиции отбирают паспорт (т.е. просто не возвращают после просмотра, нарушая этим закон) и заставляют "проследовать в отделение". Например, сажают в патрульную машину и увозят девушку одну, не позволяя поехать с ней её спутникам. Это делается исключительно для психологического давления - одна, ночью, слабо разбираясь в своих правах, девушка с большей вероятностью будет разведена на взятку. При этом до отделения доезжают редко (хотя и такое случается). После долгого "мурыжения" в машине или отделении её отпустят, но нервы потреплют изрядно. Добираться обратно девушке придётся самостоятельно.

Жаловаться обычно никто не хочет, боясь репрессий и не зная, что "задержание" не имело под собой никаких законных оснований.

Если ваши права нарушены

Нарушая закон, недобросовестные сотрудники милиции рассчитывают исключительно на незнание гражданами своих прав. По причине массовости таких нарушений, руководство МВД создало службы, которые призваны разбираться с подобными случаями. Если вас незаконно задержали, унизили или как-то нарушили ваши права, вы можете пожаловаться в соответствующие службы.
  • Управление собственной безопасности ГУВД Москвы
    (495) 255-96-57;
  • Управление собственной безопасности ГУВД МО
    (495) 317-24-66;
  • Инспекция по личному составу ГУВД по г. Москве
    (495) 698-66-61 698-67-63;
  • Телефон Управления собственной безопасности МВД России (жалобы на незаконные действия сотрудников милиции)
    (495) 239-07-30 (круглосуточно);
  • "Горячая линия" мэрии Москвы - жалобы на неправомерные действия со стороны сотрудников милиции (495)
    777-11-47;
  • "Горячая линия" мэрии Москвы - жалобы на противоправные действия сотрудников органов исполнительной власти при исполнении служебных обязанностей
    (495) 777-11-44;
  • Телефон доверия Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД Москвы (жалобы на незаконные действия сотрудников ГИБДД)
    (495) 623-78-92 (круглосуточно);
  • Телефон доверия УВД на московском метрополитене ГУВД Москвы
    (495) 208-42-11.

Запишите себе эти телефоны в телефонную книгу вашего мобильного телефона. Желательно иметь и бумажный вариант с написанными телефонами.

Вы также можете обратиться в суд. Не стоит бояться "засветиться" в органах власти, не имея регистрации. Работники суда и прокуратуры не уполномочены проверять у вас регистрацию, да и факт нарушения регистрационного режима ещё надо доказать.

Статьёй 46 Конституции РФ гарантировано право каждого на судебную защиту его прав и свобод. Пунктом 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гарантировано право каждого заинтересованного лица обратиться в суд в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Указанными нормами не установлено никаких ограничений, связанных с необходимостью регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства или по месту пребывания.
Кроме того, по общему правилу, в соответствии со статьёй 28 Гражданского процессуального кодекса РФ иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.