Порядок трудоустройства иногородних граждан

Порядок трудоустройства иногородних граждан

Нередко в качестве одного из условий приёма на работу предусматривается наличие у кандидата регистрации в том населённом пункте (регионе), где находится работодатель. Случается, что квалифицированные и опытные специалисты, полностью подходящие на вакантную должность по профессиональным качествам, получают отказ в приёме на работу лишь по одной причине — они являются жителями других регионов.

Представляется, что опасения работодателя, связанные с приёмом на работу иногородних граждан, совершенно беспочвенны: организации вправе принимать на работу жителей других регионов. Более того, ч. 2 ст. 64 ТК РФ прямо запрещает ставить трудоустройство в зависимость от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, так как это обстоятельство не связано с деловыми качествами работника. На этот же момент обращено внимание и в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Это означает, что в случае возникновения спора, суды будут решать его в пользу лиц, которым работодатели отказали в трудоустройстве по данному основанию.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность работника предоставлять работодателю документы, подтверждающие временную регистрацию. По крайней мере в ст. 65 «Документы, предъявляемые при заключении трудового договора» ТК РФ такой документ, как свидетельство о регистрации по месту пребывания, не упоминается.

(Тем не менее в московском законодательстве обнаруживаются положения, противоречащие указанной норме ТК РФ. Так, продавцы, осуществляющие торговую деятельность на московских рынках, обязаны в течение всего периода работы иметь документ, подтверждающий личность (паспорт или иной документ), а иногородние лица — ещё и документы, подтверждающие их регистрацию по месту пребывания в г. Москве (п. 7.5 Правил работы рынков в г. Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.07.2001 № 580-ПП).

Это означает, что работодатель, принимая на работу продавцов, будет вынужден отказывать в трудоустройстве иногородним жителям, не зарегистрированным в г. Москве. Кроме того, данное требование вступает в противоречие с порядком регистрации по месту временного проживания, установленным федеральным законодательством. Обязанность обратиться за регистрацией возникает лишь по истечении 90 дней с момента начала проживания иногородних граждан в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства (п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.95 № 713).

В то же время Законом РФ от 25.06.93 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрена обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Такая обязанность должна быть выполнена гражданином лично. В случае её невыполнения гражданин может быть привлечён к административной ответственности по ст. 19.15 КоАП РФ.

Нормы, предусматривающие ответственность работодателя за отсутствие у работника регистрации, в законодательстве РФ отсутствуют. Ни один государственный орган не вправе проводить в отношении работодателя проверки по данному вопросу. Работодатель также не обязан следить за сроками временной регистрации своих работников. (Имеются в виду только граждане России. В отношении иностранцев действуют иные законы: им необходимо иметь разрешение на занятие трудовой деятельностью.)

Как уже упоминалось, работодатель обязан истребовать у работника лишь документы, прямо предусмотренные ст. 65 ТК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Также работодатель не должен настаивать на предъявленииработником свидетельства о присвоении ИНН и отказывать в трудоустройстве по причине его отсутствия, посколькуданный документ не является обязательным. Однако из этого правила есть исключения: например, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» требует от гражданина, поступающего на гражданскую службу, предъявления в числе прочих документов свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе.

Налоговый кодекс РФ также не обязывает получать такое свидетельство. Отсутствие ИНН у работника не влечёт за собой применения налоговых санкций ни к самому работнику, ни к организации, принявшей его на работу. Организация не обязана предпринимать действия по оформлению работникам свидетельств о присвоении ИНН, на что, в частности, указано в Письме УМНС России по г. Москве от 09.03.2000 № 12-3-02/365 «О присвоении ИНН физическим лицам».

Некоторые работодатели настороженно относятся к свидетельству о постановке на налоговый учёт, выданному физическому лицу в другом регионе. Тем не менее этот факт не влияет на порядок отчётности по налогу на доходы физических лиц.

Иногородние работники подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с Законом РФ от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Иными словами, работодатель обязан оформить и выдать работникам полисы обязательного медицинского страхования. Что касается страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования, то, если принимаемый на работу иногородний гражданин не имеет такого свидетельства, работодатель обязан обеспечить его выдачу (часть 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

Если принимаемые на работу иногородние граждане РФ не имели ранее трудового стажа (принимаются на работу впервые), то работодатель обязан завести им трудовые книжки установленного образца. На это отводится недельный срок со дня приёма сотрудников на работу (cтатья 66 ТК РФ; п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

Итак, работодатель истребовал у иногороднего работника необходимые документы. Следующий шаг — заключение трудового договора в письменной форме. Здесь следует учитывать, что согласно новой редакции ст. 57 ТК РФ, вступившей в силу в октябре 2006 г., в преамбуле договора или в разделе «Адреса и реквизиты сторон» в обязательном порядке нужно отразить сведения о документах, удостоверяющих личность работника.

К таким документам относится паспорт гражданина РФ или иной документ, определённый федеральным законом (ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»): дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка или удостоверение личности.

Водительские права, военный билет и прочие документы не могут быть приняты работодателем в качестве документов, удостоверяющих личность, поскольку они лишь удостоверяют наличие специального права у конкретного физического лица, его отношение к военной службе и т. п.

В последнее время за трудоустройством всё чаще стали обращаться бывшие граждане республик в составе СНГ и других зарубежных государств, получившие гражданство через российские консульства на территории указанных стран. Эти лица предъявляют работодателям загранпаспорт гражданина РФ, поскольку гражданство получено за пределами РФ, а оформление общегражданского паспорта ещё не завершено. Обычно вместе с загранпаспортом предъявляется свидетельство о временной регистрации. Работодатели часто отказывают соискателям с таким набором документов в приёме на работу, мотивируя отказ отсутствием российского паспорта и постоянной регистрации. Однако в силу ст. 64 ТК РФ такой отказ в заключении трудового договора является необоснованным. Согласно действующему законодательству личность гражданина удостоверяет паспорт, в том числе заграничный (cм., напр., ст. 19.18 КоАП РФ.).

После подписания трудового договора работодатель обязан издать приказ о приёме на работу и заполнить личную карточку по унифицированной форме Т-2.

Заполнение личной карточки на иногороднего работника имеет некоторые особенности. Так, в п. 12 раздела «Общие сведения» должны быть отражены сведения об адресе и телефоне. При этом должны быть указаны два адреса: постоянной регистрации и фактического проживания. У кадровиков не возникает затруднений с заполнением графы об адресе регистрации: для этого необходимо открыть соответствующую страницу паспорта иногороднего работника и перенести содержащиеся сведения в карточку Т-2. Дату регистрации по месту жительства следует указывать в соответствии с паспортом, а не представленным свидетельством о временной регистрации.

Фактический же адрес должен указываться со слов работника. Однако зачастую по требованию работодателя иногородние работники вместе с паспортом предъявляют свидетельства о временной регистрации, и именно эти сведения заносятся в графу «Фактический адрес».

Как показывает практика, большинство из этих документов не являются подлинными и/или оформлены в недобросовестных фирмах, предлагающих услуги по оформлению миграционных карт, разрешений на работу и свидетельств о временной регистрации. Указания по применению и заполнению форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты, приведённые в Постановлении Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, не требуют подтверждения фактического адреса какими-либо документами. Специалисту кадровой службы необходимо иметь это в виду и не подходить к заполнению графы о фактическом адресе формально. Ведь именно достоверные сведения помогут найти работника в случае необходимости (например, когда нужно выслать уведомление, извещение, разыскать работника в случае отсутствия на работе и т. п.).

Далее необходимо указать номер телефона иногороднего работника. В данном случае работнику следует сообщить как можно больше телефонных номеров, по которым с ним можно связаться.

Работодатель обязан вести воинский учёт иногородних граждан. Основным документом для этого служит личная карточка Т-28. Пункт 7 раздела I формы Т-2 заполняется на основании документов воинского учёта, которые обязаны предъявлять при трудоустройстве военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу (ст. 65 ТК РФ). Помимо сдачи отчётности в военный комиссариат, в котором зарегистрирован работодатель, необходимо также «сообщать в 2-недельный срок в военные комиссариаты о всех гражданах, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и принятых на работу (учёбу) или уволенных с работы…» (подп. «л» п. 23 Положения о воинском учёте). Многие кадровики полагают, что в отношении иногороднего работника такие сведения подаются в военный комиссариат по месту его постоянной регистрации, что ошибочно. Все сведения воинского учёта подаются в тот военный комиссариат, в котором зарегистрирован работодатель.

Не следует забывать, что иногородние граждане обязаны сняться с воинского учёта по месту своей постоянной регистрации, оформить временную регистрацию и встать на воинский учёт в военном комиссариате по месту временной регистрации. Именно поэтому во многих организациях с иногородними работниками заключают срочные трудовые договоры на срок их временной регистрации и отказывают в продлении договора, мотивируя это требованиями закона к работодателю по организации воинского учёта. Однако временное прикрепление иногороднего гражданина к соответствующему военному комиссариату — его личная обязанность как гражданина РФ, и работодатель не должен проверять её выполнение.Все обязанности последнего ограничиваются ведением учёта и подачей соответствующих сведений (раздел IV Положения о воинском учёте).

Отдельно хотелось бы остановиться на сроке трудового договора с иногородними работниками. Как уже упоминалось, многие работодатели заключают трудовые договоры только на срок временной регистрации гражданина по месту его жительства. Правомерно ли это с точки зрения трудового законодательства?

Если обратиться к ст. 58, 59 ТК РФ, то можно обнаружить, что в отдельных случаях заключение трудового договора на определённый срок является правомерным. Так, в ч. 1 ст. 59 Кодекса перечислены случаи, когда заключение срочного трудового договора объективно необходимо для работодателя (временные, сезонные работы, работа в выборном органе и т. д.). В то же время указание на отсутствие у работника постоянной регистрации по месту нахождения работодателя в этом перечне отсутствует. Следовательно, наличие свидетельства о временной регистрации не влияет на вид трудового договора (срочный или заключённый на неопределённый срок).

С принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ, которым внесены соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ, работодателю разрешается заключать срочный трудовой договор с работником по соглашению сторон (ч. 2 ст. 59 ТК РФ). Однако и здесь наличие или отсутствие временной регистрации не является основанием для установления срочного характера трудовых отношений. Единственный случай, когда место жительства влияет на срочность заключения трудового договора, обнаруживается в абз. 4 ч. 2 ст. 59 ТК РФ: срочный трудовой договор может быть заключён с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы.

Расторжение трудового договора с иногородними работниками также производится на общих основаниях, предусмотренных трудовым законодательством. Никакие особенности, связанные с фактом постоянного проживания в другом населённом пункте, на прекращение трудового договора не влияют.

Таким образом, если к работодателю обратился соискатель на вакантную должность, проживающий вне места нахождения работодателя, никаких правовых препятствий к заключению между ними трудового договора не имеется.