Учёба

Учёба

Высшее образование

Как выбрать ВУЗ?

Воспользуйтесь такими источниками, как Интернет и печатные издания, которые вы можете купить в своём городе. Эти специализированные издания обычно называются справочниками для поступающих в ВУЗы. Такие справочники есть как по конкретным городам, так и по всей России. С подобным справочником легче определиться с выбором ВУЗа и специальности. Кроме того, в таких справочниках дана контактная информация всех перечисленных в них ВУЗов, правила прохождения экзаменов, порядок подачи апелляции, перечень категорий абитуриентов, имеющих льготы при поступлении и пр.

Начинать поиски информации в справочниках (и не только) следует за год до поступления для того, чтобы «изучить рынок». Тогда на следующий год будет уже ясно, на какую специальность вы хотите поступать и какие ВУЗы вас интересуют. Но для полноты картины в год поступления лучше купить ещё новый справочник – возможно, что в текущем году по выбранному профилю открыты новые специальности в других ВУЗах.

Выберите себе несколько ВУЗов, 2-3, в которые вы подадите документы. Это необходимо для «страховки от непоступления».

Весной вам необходимо связаться с ВУЗом, уточнить список документов, выяснить сроки проведения вступительных экзаменов и условия проживания иногородних абитуриентов – предоставляется ли общежитие на время прохождения экзаменов.

Чем отличается государственный ВУЗ от негосударственного?

(по материалам www.mosedu.ru)

Различие между ними – в составе учредителей и источниках финансированиях. Учредителями государственных ВУЗов является правительство или органы исполнительной власти. Основное финансирование вузов осуществляется за счёт средств учредителей из разных источников: государственных — из федерального бюджета, а негосударственных — за счёт средств учредителей и обучающихся.

В соответствии с действующим законодательством существуют три процедуры, регламентирующие деятельность высшего учебного заведения: лицензирование, аттестация и государственная аккредитация. Они тесно взаимосвязаны и каждая последующая процедура невозможна без предыдущей.

Лицензирование — это установление соответствия условий ведения образовательной деятельности федеральным и региональным требованиям. Содержание образования предметом лицензирования не является. Право на ведение образовательной деятельности возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения) (I, ст. 33).

Аттестация — это установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Аттестация проводится государственной аттестационной службой (в настоящее время Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России при Минобразования России). Соответствие содержания образовательного процесса и его учебно-методического обеспечения требованиям государственных образовательных стандартов производится на основе экспертной оценки, а соответствие качества подготовки выпускников — на основе педагогических измерений с применением диагностических материалов.
Первая аттестация вновь созданного высшего учебного заведения осуществляется по его заявлению (или по заявлению учредителя) после первого выпуска специалистов при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников (I, ст. 33). Аттестация вуза проводится один раз в пять лет.

Государственная аккредитация — это установление (подтверждение) государственного аккредитационного статуса (типа, вида) высшего учебного заведения. Государственная аккредитация вуза проводится федеральным (центральным) государственным органом управления образованием (Министерством образования РФ). По результатам государственной аккредитации высшее учебное заведение получает свидетельство, в котором указываются номер и дата выдачи, наименование вуза, его организационно-правовая форма, место нахождения, тип (высшее учебное заведение) и вид (институт, академия, университет), срок аккредитации, как правило 5 лет. Свидетельство не действительно без приложения. В приложении к свидетельству о государственной аккредитации указывается перечень профессиональных образовательных программ, по которым вуз имеет право выдавать документы государственного образца. Свидетельство и приложение (приложения) к нему подписываются министром образования Российской Федерации и заверяются гербовой печатью.

Все государственные ВУЗы имеют аккредитацию, среди негосударственных есть ВУЗы без аккредитации.

Какие документы необходимы при поступлении в ВУЗ?

Перечень документов необходимо узнать непосредственно в выбранном ВУЗе. Обычно требуются: 1) документ, удостоверяющий личность и гражданство 2) оригинал или ксерокопию документа об образовании (у вас должно быть полное среднее образование) 3) необходимое количество фотографий 4) заявление о приёме

Пригодятся вам и всевозможные грамоты - за участие в олимпиадах, спортивные достижения. Возьмите с собой все бумаги подобного рода.

При подаче заявления в приёмную комиссию, на абитуриента заводится личное дело, в котором будут храниться как все сданные документы, так и материалы сдачи вступительных экзаменов. Абитуриенту выдаётся расписка о приёме документов.

Экзамены

Все экзамены на первый курс проводятся в письменной форме. При этом возможно, что будет тестирование на компьютере – об этом можно узнать в приёмной комиссии.

Экзамены, как правило, проходят в несколько потоков - т.е. на одну специальность экзамены проводят несколько раз в разное время.
Если вы не явитесь на экзамен по уважительной причине, то вы можете сдать его с другим потоком или индивидуально. Этот вопрос также решается с приёмной комиссией.
Лучше всего проходить вступительные испытания с первым потоком - если вы "завалитесь", то можно будет попробовать пересдать всё заново со следующим потоком.

Некоторые категории абитуриентов принимаются вне конкурса, при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Это означает, что если экзамены сданы на тройку и выше, абитуриент будет зачислен. Вне конкурса принимаются:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
  • дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп, которым не противопоказано обучение в соответствующем ВУЗе
  • абитуриенты до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида 1 группы, если доход семьи ниже величины прожиточного минимума
  • граждане, уволенные с военной службы и поступающие в ВУЗ на основе рекомендации командиров воинских частей
  • Участники боевых действий и инвалиды боевых действий

Как обычно проходит поступление иногороднего абитуриента?

Вы определяетесь с ВУЗом, звоните в приёмную комиссию или деканат выбранного факультета и уточняете список необходимых для поступления документов, а также сроки сдачи экзаменов. Звонить лучше заранее, в апреле, чтобы не ошибиться со сроками. Помимо вопросов с документами следует выяснить, предоставляется ли иногородним абитуриентам общежитие на время сдачи экзаменов. Если вы собираетесь поступать на платное отделение, то стоит уточнить и такой момент – возможно общежитие предоставляется только для абитуриентов бюджетного отделения.

В случае, если общежитие предоставляется, то в оговорённые сроки вы приезжаете в Москву и сразу едете в приёмную комиссию, где сдаёте документы. После этого вас направят в общежитие, где вы будете проживать всё время прохождения экзаменов.

Если экзамены будут сданы успешно, то вам назначат время приезда перед учёбой (обычно последние числа августа) и выселят из общежития до начала учебного года.

Если общежитие не предоставляется, то решать проблемы с размещением придётся самостоятельно. Подробнее о решении квартирного вопроса можно узнать в разделе Жильё.

Общежития

Общежитие при ВУЗе внешне обычно представляет собой многоэтажное (от пяти этажей) здание серых тонов с малым количеством балконов. Но скучный антураж обычно сполна компенсируется насыщенностью студенческой жизни.
Планировка в общежитиях стандартная – коридорная или блочная.

Этаж в общежитии коридорного типа представляет собой длинный коридор по обеим сторонам небольшого холла возле лестницы, и множество комнат по бокам коридора. Душ и кухня расположены на этаже, при этом душ теоретически может находится и только на одном из этажей, например, первом.

В общежитиях блочного типа удобства общие на несколько комнат в «блоке» - закутке, куда выходят двери 2-3 комнат. Соответственно, жить в общежитии блочного типа комфортнее. В комнате одновременно могут проживать от двух до четырёх человек.

Общежития обычно расположены рядом с ВУЗом, если их несколько, то они образуют собой Студгородок.
Однако вполне может быть, что здание общежития будет расположено достаточно далеко, на другой станции метро, на другой линии и даже в Подмосковье.

Самым значимым фактором для комфортного проживания в общежитии являются не бытовые удобства, а хорошие отношения с соседями по комнате.
Если вы поступили в ВУЗ вместе с друзьями, или поступили в тот ВУЗ, где уже учатся ваши друзья, живущие в общежитии, то можно попросить коменданта общежития поселить вас вместе. Ваша просьба будет удовлетворена при условии, что она не будет противоречить заведённым порядкам (к примеру, могут не селить вместе студентов разных факультетов) и при наличии свободных мест. Решать вопрос о совместном проживании нужно в момент заселения перед учебным годом.
Что делать, если отношения с соседями по комнате так не сложатся? В этом случае можно попросить коменданта переселить вас в другую комнату. Это возможно при наличии свободных мест или договоре об обмене мест с соседями по общежитию.

Среднее образование (школы)

Учёба Конституция РФ гарантирует всем детям право на образование, независимо от прописки и даже гражданства. Фактически же приезжим устроить своего ребёнка в столичную школу весьма проблематично. Но, как поётся в популярной ныне песне, «я знаю точно - невозможное возможно».

Приём заявлений в московские школы начинается с 1 апреля. Согласно закону, для того, чтобы зачислить ребёнка в школу, необходимо предоставить следующие документы:

  • Заявление одного из родителей
  • Паспорт родителя, подписавшего заявление
  • Копия свидетельства о рождении ребёнка
  • Медицинская карта (форма 286 у)

Ребёнку должно исполниться 6 лет и фактическое место проживания должно соответствовать выбранной школе.

При зачислении в районную школу иногда проводится собеседование. Важно помнить, что родители имеют полное право присутствовать на нём, а само собеседование проводится уже по факту зачисления, его результаты не могут служить основанием для отказа.

Требование руководством школы медицинской карты и наличия прививок у ребёнка – законны. А вот требование обязательной московский прописки или регистрации – нет. Но, по факту, в школах требуют предоставить регистрацию или московскую прописку, а без неё отказываются принимать ребёнка в школу. Это неправомерно, в связи с чем руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки распространил письмо «О праве детей на образование в Российской Федерации».

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

24.07.2006 № 01-678/07-01

О праве детей на образование в Российской Федерации

В связи с имеющейся в Европейском Суде по правам человека практикой рассмотрения дел, связанных с нарушением прав детей на образование в Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки разъясняет.

Статьёй 2 Протокола № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод запрещён отказ от предоставления права на образование.

В соответствии с законодательством Российской Федерации права и свободы граждан не подлежат ограничению на основании регистрации по месту жительства. Статьёй 43 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на образование. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 5) гарантировано право на образование независимо от места жительства.

Российское законодательство не допускает постановку осуществления данного права детьми в зависимость от регистрации по месту жительства родителей, то есть отсутствие регистрации не может быть основанием для отказа в приёме в образовательное учреждение.

Рособрнадзор обращает внимание руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений на неправомерность включения в перечень документов, представляемых при приёме детей в образовательное учреждение, справки о регистрации в органах внутренних дел и наличия гражданства Российской Федерации и просит принять меры по недопущению на территории Российской Федерации подобных нарушений международного и российского законодательства учреждениями образования и органами управления образованием.

В.А. Болотов

Отсутствие регистрации не может служить основанием для отказа в приёме ребёнка в школу! Главное условие приёма – ребёнок фактически должен проживать на территории, относящейся к данной школе. Где он прописан – дело десятое.
Причиной отказа может служить только отсутствие мест в данной конкретной школе, когда в классах уже более 25 человек. И если это действительно так, то вашего ребёнка обязаны устроить в одну из ближайших районных школ.

Итак, что же делать, если ребёнка отказываются принять в школу? Ваши возможные действия:
1) Сошлитесь на законы и приведённое выше письмо. Попросите указать вам нормативный документ, на основании которого с вас требуют регистрацию. Внятного ответа вы не получите - таких документов нет. Если вам продолжают отказывать, попросите оформить отказ письменно (но, скорее всего, и в этом вам откажут).
2) С данной бумагой или без неё обратитесь в окружное или сразу городское управление образования. Они обязаны устроить ребёнка в одну из близлежащих районных школ. Напишите заявление и укажите адрес фактического проживания ребёнка.
3) Если всё это не помогло, обращайтесь в суд с жалобой на противозаконные действия руководства школы.

Можно пойти и по другому пути – купить регистрацию в одном из многочисленных агентств и с этой бумажкой прийти в школу. Главное, чтобы адрес «регистрации» относился к территории школы.