Ребёнка-немосквича отказались принять в школу

Ребёнка отказались принять в школу…

Право родителей на выбор образовательного учреждения является неотъемлемой частью конституционного принципа общедоступности образования и закреплено в пунктах 1 и 3 статьи 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». (Указанный принцип закреплён также в пункте 3 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека и гражданина.) Если вы живёте на территории, относящейся к школе, принять ребёнка школа обязана.

Не проживающим на данной территории может быть отказано в приёме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. (Под «территорией» следует понимать муниципальное образование — город, район, посёлок, управа.) Однако учтите, что это правило действует только в случае, если вы решили отдать ребёнка в «самую простую» ближайшую к дому муниципальную школу.(Лицеев, гимназий и тому подобных учреждений оно не касается.)

Администрация подходящего вам и вашему ребёнку муниципального или государственного образовательного учреждения обязана принять вашего ребёнка на обучение. Причём в любой удобный для вас период, хоть 1 сентября, хоть 30 ноября, если до дня подачи вами заявления какие-либо обстоятельства препятствовали обучению ребёнка в данном образовательном учреждении, — например, вы жили в другом городе или ребёнок получал семейное образование.

Порядок приёма в школу закрепляется в уставе данного учреждения (в соответствии с пунктами 45, 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении). Однако данный порядок обязательно должен обеспечить приём в это учреждение всех без исключения подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории. Ребёнок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации продолжить образование в образовательном учреждении по решению родителей или законных представителей (пункт 3 статьи 52 Закона).

Но что делать, если вы всё-таки получили отказ?

Вы в кабинете у директора, который не хочет принимать в своё учреждение вашего ребёнка. Ваш первый шаг: мягко, но настойчиво потребуйте оформить отказ в приёме в письменной форме. Как правило, от этого директора школ уклоняются: сам факт документирования означал бы нарушение права на общедоступность образования. Прекрасно понимая это, они ограничиваются устными уговорами отдать ребёнка в соседнее образовательное учреждение.

Не получив письменного отказа, потребуйте ознакомить вас с уставом данного образовательного учреждения, сошлитесь на приведённые выше общеобязательные правовые нормы. В случае, если администрация школы станет сетовать на свою неправомочность и оправдывать свои действия указаниями вышестоящих органов, поинтересуйтесь, в каком средстве массовой информации данные указания были официально опубликованы (в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции РФ), а также когда оно было зарегистрировано в органах юстиции.

Если же и это не поможет и директор всё-таки не согласится принять ребёнка в данную школу, вы можете обратиться в суд с жалобой на неправомерные действия должностных лиц. Однако ваше заявление скорее всего не будет рассматриваться по существу, ибо после получения его копии из суда к вам придут домой из школы и сами попросят вас привести к ним ребёнка.

Может ли ребёнок учиться в школе, если у него (или у его родителей) отсутствует регистрация по месту жительства?

Основным указанным в законе критерием, обязывающим принять детей в образовательное учреждение (школу, детский сад), является сам факт проживания ребёнка на данной территории. То есть закон не связывает обязанность приёма детей с наличием регистрации.

В соответствии со статьёй 3 действующего Закона Российской Федерации «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан. Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона «Об образовании» учредитель образовательного учреждения устанавливает порядок приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий приём всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Родителям, столкнувшимся с трудностями при устройстве ребёнка в школу из-за отсутствия прописки или регистрации, я порекомендовал бы ссылаться на пункт 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, который гласит, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также на пункт 2 статьи 19 Конституции, гарантирующий равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его места жительства.

Какие документы потребуются при устройстве ребёнка в школу?

В соответствии с письмамиМинистерства образования России № 58-М от 07.06.94 и № 06-51-138ин/14-06 от 19 июня 1998 года для зачисления ребёнка в первый класс родители (или его законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приёме и медицинскую карту ребёнка. Требование справок с места работы родителей с указанием заработной платы не допускается. В связи с изменением правового статуса иностранцев администрация учебного учреждения может попросить вас предъявить паспорт российского гражданина либо иной документ, свидетельствующий о легальности проживания на территории РФ.

Некоторые директора предлагают родителям заполнить именную анкету, где есть недвусмысленные вопросы типа «Чем вы можете помочь школе?». Вы вправе отказаться от её заполнения, но во избежание лишних конфликтов лучше оставить свой домашний и мобильный телефоны. Они будут необходимы классному руководителю для того, чтобы срочно связаться с вами, передать вам какую-либо информацию о ребёнке.

При поступлении ребёнка в школу у вас правомерно могут потребовать предоставить его медицинскую карту со сведениями о прохождении диспансеризации. Эта мера направлена на защиту здоровья других детей, обучающихся в этой школе, а также для координации деятельности педагогов и медработников по индивидуальной работе с каждым ребёнком. Приказом Минздрава РФ № 241 от 3 июля 2000 года была утверждена новая форма единой медицинской карты для общеобразовательных учреждений. И если новая форма медицинской карты в поликлинике либо в прежней школе на вашего ребёнка не была заведёна, его обязаны принять на обучение со старой картой, так как это нарушение было допущено медработниками и вы не обязаны его устранять.

Какая информация должна быть предоставлена родителям при зачислении их ребёнка в школу?

Как ни печально, но даже в передовых школах крайне редко соблюдаются права родителей на получение информации. А между тем в соответствии со статьёй 16 частью 2 Закона РФ «Об образовании», пунктом 47 Типового положения об общеобразовательном учреждении, при приёме гражданина в общеобразовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (или его законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Все документы должны быть зарегистрированы вышестоящим органом и обязательно доведены до сведения родителей (например, вывешены в виде плакатов на информационных стендах).

В указанных документах родители могут найти сведения о системе оценок и промежуточной аттестации, типах и видах конкретно реализуемых образовательных программ, режиме занятий обучающихся, наличии и порядке предоставления платных (дополнительных) образовательных услуг, а также об основании и порядке отчисления из школы, о правах и обязанностях всех участников образовательного процесса. Когда вы читаете устав образовательного учреждения, особое внимание следует обратить на нормы, определяющие, к какому типу учреждений относится данная школа. Напомним, что школы могут быть нескольких видов:

  • начальная общеобразовательная,
  • основная общеобразовательная,
  • средняя общеобразовательная,
  • средняя общеобразовательная с углублённым изучением отдельных предметов,
  • гимназия,
  • лицей.

В последнее время всё чаще встречаются нетиповые наименования общеобразовательных школ, например, школа-парк или центр образования. Ничего опасного в этом нет. Главное — чтобы данная школа имела лицензию на осуществление образовательной деятельности, была аттестована и аккредитована в качестве общеобразовательного учреждения, а значит, имела право выдавать обучаемому документ государственного образца по завершении им очередной ступени образования (начального, среднего, общего) и прохождения им итоговой аттестации.

В уставе указываются реализуемые в данной школе учебные программы. Подавляющее большинство школ работает на основе традиционного базисного учебного плана, утверждённого и одобренного Министерством образования. Программы таких школ являются универсальными.
В некоторых авторских школах осуществляются нетиповые программы со сложными наименованиями, используются альтернативные формы обучения детей. Чтобы понять, подходит ли такая школа вашему ребёнку, попробуйте сами побывать на занятиях. Это поможет понять не только то, насколько приемлема для вас программа обучения, но и увидеть изнутри уклад школьной жизни, оценить особенности медицинского обслуживания, питания, соответствие школы требованиям техники безопасности и санитарным нормам.

В одной и той же школе могут параллельно существовать несколько классов с разными программами. Если у ребёнка отсутствуют медицинские противопоказания, вы имеете право направить его в любой выбранный вами класс. Кроме того, необходимо помнить, что не все образовательные программы могут оказаться совместимыми с программами, принятыми в других школах. Это особенно важно, если вы собираетесь переводить своего ребёнка в другое образовательное учреждение до завершения определённой ступени обучения.